Недалеко от города Камышина Волгоградской области течет, причудливо извиваясь среди перелесков, лугов и степей, река Иловля, приток Дона. Окутавшись в один из изгибов реки, наиболее приближающихся к Волге, и расположилось село Петрунино.
До нашествий на Русь турок и походов войск Петра Великого, восстания Степана Разина в этих местах были лишь стоянки, а местность представляла собой глушь. В момент разгрома казачьих войск Емельяна Пугачева беглые казаки находили себе убежище от преследований царских войск по берегам реки Иловли. И первое посление на территории Петрунина относятся к 1776 году. Здесь слева от реки Иловли, вырыл себе землянку казак-пугачевец по кличке Петруня. На этом месте и сейчас заметны ямы и канавы. В землянку к Петруне заходили для укрытия такие же беглые казаки. В те времена настоящие имена и фамилии беглых казаков не называли из-за слежки царской полиции. Позднее рядом стали селиться и делать землянки другие казаки, появилось название - хутор Петрунин. В одной из землянок поселился Липат Сумцов, сын Сумцова Семена. У него родился сын Давыд Липатович. Внук Давыда Липатовича, Петр Иванович, проживший 102 года, и рассказал историю создания села. С его слов записана история основания хутора, которая изложена в рукописной книге.рукописной книге.
В стихотворении местной сельской учительницы слышится голос нашей земли, нашей Родины. Это голос народа с многовековой историей, которую вершили обычные люди из небольших хуторков и деревень. с. Б. Гладкова Сказ о Петрунино Расскажу я вам, ребятушки, Как родилося Петрунино. Было это при царице той, Что звалась Екатериною, Как казнили Пугачева-то, Так пришлось его товарищам По лесам, по перелесочкам Да по балочкам, овражечкам Укрываться, жизнь спасаючи. Был средь них казак один Удалой, лихой, смекалистый. Вырыл он себе земляночку Рядом с речкою-кормилицей Да и зажил слева берега. Прозывался он - Петрунею. Дом его служил прибежищем Всем таким же неприкаянным ... История Петрунин о дальше складывалась следующим образом. Независимо от поселения Петруни и его друзей на правом берегу реки Иловли несколько позднее поселились другие люди, тоже беглые казаки из войска Пугачева.
С их землянок, как видно, и пошло поселение. Когда это было? Сказать трудно. Но в архивных делах о разбойниках 1772 года существование хутора уже упоминается. А в 1777 году, как отмечает А. Н. Минх В своем «Историко-географическом словаре Саратовской губернии», селение состояло из двух хуторов - Большого и Малого Петрунина. Большой Петрунин находился на левом берегу Иловли, а напротив через речку - Малый. В первом жили украинцы из Харьковской губернии, во второмрусские, приехавшие из Пензенской губернии. И те, и другие были государственными крестьянами. На Иловлю бежали и многие чумаки заволжских хуторов и слобод. Не случайно, к концу девятнадцатого столетия наблюдается бурный рост Петрунинских хуторов. В 1894 году, как сообщали «Саратовские губернские ведомости», в каждом из них было около ста дворов. Газета подчеркивала: « ... хутора стоят на очень красивой долине с многочисленными садами. Кругом хуторов тянутся луга. Селения в несколько улиц с примыкающими к ним переулками. Дома некоторые крыты тесом, но большая часть - соломой». Александр Минх в своем «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» подчеркивает: жители хуторов были людьми очень трудолюбивыми, поля и сады обрабатывали старательно, но были крайне суеверны, верили в существование ведьм, колдунов и прочей нечистой силы. Однако с большим почтением относились к религии. Правда, церкви ни в том, ни в другом хуторе не было. И только в 1895 году общества поселений на совместном сходе составили «приговор» С ходатайством о разрешении устроить в селениях церковь и чтобы к ним наезжал священник. Школ в хуторах не было почти до конца девятнадцатого столетия, однако учеба детей велась. Учительством занимался отставной солдат, сельский писарь. В 1887 году, к примеру, у него на обучении было двенадцать учеников. Учил писарь своих подопечных чтению и письму. За каждого мальчика получал восемьдесят копеек в месяц. В каждом хуторе была своя власть, сельское правление. Оно состояло из старосты, сборщика податей, смотрителя общественного хлебного магазина, пожарного старосты и полицейского сотника. Начавшаяся гражданская война много принесла злобы. Село сколько раз переходило из рук в руки. То белые грабили крестьянина, то красные. Последнюю живность со двора угоняли ... После военной разрухи что неимущим делать? Сбились в комитет бедноты. В то время в село пришел первый трактор. «Фордзоном» назывался. Привел его из Камышина наш крестьянин Григорий Бурцев. Когда трактор появился на краю села, чуть ли не все жители вышли встречать. Такое диво видели впервые. Старушки, глядя на трактор, даже крестились: Свят! Свят! В двадцать седьмом году беднота села организовалась в товарищество по совместной обработке земли. Возглавил его Емельян Ермолаев. Было тогда в товариществе всего восемь пар бычков, десять лошадей, один верблюд да десятка полтора молодняка крупного рогатого скота. А из техники - пять плугов да три сенокосилки ... Кое-как пахали, сеяли, убирали урожай. Хотя какой там урожай слезы. Но выбора не было. Через два года, в двадцать девятом году весной образовали колхоз. Назвали его «Первое мая». В тридцать втором году после уборки зерновых колхоз поделили на два. Новый, назвали «АгропохоДом». Возглавил его присланный в Петрунино Александр Матвеевич Пахомов. После войны колхоз стал называться «40 лет Октября». С развитием колхозного движения стало развиваться и село. Появилась школа, сначала деревянная, бывшая ранее школой при церкви, затем в 1974 году новая просторная, двухэтажная. Со временем школа стала десятилеткой. Были при колхозе и своя пекарня, большая столовая в которой питались не только колхозники, но и учащиеся школы.